ВСЕ СТАТЬИ 13.09.2016
Народное Ополчение и политический процесс в Ираке
Дамир Назаров

Поползли слухи о возможном участии представителей Народного Ополчения Ирака (аль-Хашд аль-Шааби) в местных выборах в 2017 году и в парламентских в 2018-м. Независимая комиссия Ирака уже поспешила объявить, что не будет регистрировать кандидатов, связанных с Ополчением, мотивируя тем, что организация военная и должна быть подчинена армии и правительству.

Большинство представителей Ополчения выразили желание участвовать в выборах и даже пройти в парламент, так как считают, что это разумная плата за кровь их членов, павших на войне с ИГИЛ (ДАИШ)*. Однако не все разделяют такое мнение. Например, харизматичный лидер садридисткого движения Муктада ас-Садр высказался против участия командиров ополчения в политике. Муктада объясняет это отсутствием опыта у представителей военных фракций и превращением Ирака в милитаристское образование. В этой связи критики негодуют, так как сам Муктада имеет свою группу (Бригада Мира) в обширной сети Народного Ополчения, и это не мешает ему участвовать в политической жизни Ирака. Тем не менее такие исламские организации, как Бадр, Лига Праведников и местная Хизбаллах имеют давние связи с политическими партиями, и членами парламента. Что не является секретом, поэтому начало формирования нового парламента Ирака положено.

Стоит задаться вопросом: а нужно ли это самим представителям Ополчения?

Безусловно, борьба с ИГИЛ (ДАИШ)* носит не финансовый или сугубо политический характер, а именно идеологический, что вправе оплачиваться соответствующей ценой. Иначе какова роль у Ополчения в будущем? А что, если завтра появятся новые вызовы – внешние, внутренние? Ополчение зарекомендовало себя как прочная боевая единица, готовая действовать в разных условиях и по всем направлениям. Чего не скажешь о кабинете правительства – как Малики, так и Абади. Тем более, характер упомянутых политиков таков, что они склонны к созданию своего клана или группы лиц (не родственников, а политически близких людей), которые осуществляют контроль в убыток другим, что уже сеет зерна конфликта в правительстве**.



Далее, если говорить серьезно, то только представители Народного Ополчения могут разобраться с коррупцией и произволом депутатов в стране, наладить контакты и в целом открыть новую страницу во взаимоотношениях с мятежным Анбаром. Мы видим, как перестановки в правительстве не к чему не привели, как традиционные вопросы от иракского общества остались без ответов. Поэтому необходим новый импульс для переформатирования системы в Ираке. Более того, еще с самого рождения Ополчения (2014 год) среди интеллигенции, представителей парламента и журналистов можно слышать призыв к подчинению партиям в правительстве. В таком случае для сохранения проекта «Народное Ополчение» жизненно важно стать именно государственной силой, дабы обезопасить себя от манипуляций, провокаций и контроля со стороны бюрократов в целом.
Народное Ополчение уже зарекомендовало себя как положительная альтернатива: например, в ситуации с армией Ирака. Известно, что успехи армии в борьбе с ИГИЛ* стали проявляться только в ходе вмешательства сил Ополчения и офицеров КСИР. В целом по ряду военных и политических характеристик уже сейчас Народному Ополчению по силам заменить армию Ирака и выполнять соответствующие функции.

Помимо военных успехов, есть и политический прогресс во взаимоотношении с суннитской частью Ирака, это именно тот стратегический процесс на которую та же армия не способна априори. Поэтому свой первый этап по восхождению к власти Народное Ополчение прошло легко.

Что касается вопроса присутствия представителей Ополчения в парламенте, то приведем несколько фактов. Во-первых, курды, представленные в парламенте, имеют не просто свои боевые подразделения, но и в целом существуют де-факто как отдельное государство. Другой пример – это племена, с которыми поддерживают связи политики парламента Ирака. Дело в том, что большая часть племен вооружены, а кто-то вооружен и тяжелым оружием, поэтому можно сказать смело, что племена имеют своих людей в парламенте и даже могут влиять на политические процессы (между прочим, немалая часть племен Ирака также выразили желание иметь свои места в парламенте). В этой связи будет несправедливо отказать представителям Народного Ополчения в их желании участия в предвыборной гонке. 

В целом идея создания Народного Ополчения по призыву великого аятоллы Систани демонстрирует свои положительные результаты. Победы над ИГИЛ (ДАИШ)* и стабилизация в освобожденных местах страны – заслуга ополченцев. С обретением политической силы воля Ополчения к грандиозным переменам в Ираке сломает коррупционную систему и реставрирует государство изнутри. Отдельно стоит упомянуть КСИР и генерала Касема Сулеймани, чья работы по усовершенствованию Ополчения заслуживает самых лестных отзывов. Свой вклад внесла и ливанская Хизбаллах.



Универсальность Ополчения объясняется и фактами. Например, на встрече с западной делегацией в Бейруте в составе делегации Ополчения были чиновники-шииты, командиры суннитских отрядов, интегрированных в Ополчение и командиров из христиан.

Добавлю, что сам факт Народного Ополчения создает предпосылки для новой модели государства в целом, и слома прежних отработанных и деградированных систем Ирака.


P.S. В настоящий момент Народное Ополчение уже связано с такими военными отрядами и их политическими покровителями, как Бригады Мира (представители Садридистского движения), Бригады Ашуры, аффилированные с Верховным исламским советом Ирака, Лига Праведников во главе с шейхом Кайсом аль-Хазали, Бадр во главе с депутатом парламента Хади аль-Амири и иракская Хизбаллах имеющая связи с ливанской Хизбаллах.


* Группировка ИГИЛ в РФ запрещена.

** Такого рода создание "своих" кланов - настоящая головная боль всего Ближнего Востока, именно такое отношение к делу порождает конфликты, коррупцию, нестабильность в целом, к сожалению данный подход является нормой для многих политиков и лидеров.


@meast КОММЕНТИРУЕТ
Все комментарии
ФОТО ДНЯ
DSC_6799.JPG